Известно, что в состав баббита могут входить разные металлы: свинец, медь, олово, сурьма, никель, кальций и многие другие элементы в разных пропорциях. Но основными чаще всего являются два – свинец или олово, остальные металлы могут быть использованы в качестве присадок. В зависимости от химического состава баббита, определяют и его область применения.
Оловянные баббиты марок Б83, Б83С, Б88 – самые износостойкие, более пластичные, чем из свинца и имеют высокий коэффициент трения, поэтому оловянные баббиты всегда выбирают для изготовления подшипников с большей нагрузкой.
Так, марка Б-83 состоит из олова (83%), сурьмы (11%) и меди (6%) и считается высокосортной. Она превосходит свинцовый баббит более высокими показателями теплопроводности, устойчивостью к коррозии, более длительным сроком службы, надежностью. Баббит Б-83 считается наиболее популярным антифрикционным металлом для заливки подшипников, где требуется минимальный коэффициент трения и повышенная вязкость. Цена такого баббита, как правило, выше, чем у свинцового.
Свинцовые сплавы – марки Б16, БН, БС6 – выдерживают более высокую рабочую температуру, что позволяет применять их для подшипников дизелей. Баббиты, в составе которых есть кальций (БКА, БК2, БК2Ш) входят в состав сборочных узлов подвижных составов железнодорожного транспорта.
Все физико-химические свойства баббитов, а также отличия одной марки от другой, прописаны в ГОСТ 21877.0-76. Химические свойства оловянно-свинцовых баббитов приведён в таблице п.2.1 ГОСТ 1320-74.
Несколько слов об изготовлении баббитов. Продукция выпускается в форме слитков. Температура плавления баббита определяют входящие в его состав компоненты. Поверхность заготовки всегда должна быть очищена от грязи, шлаков и иных включений. На поверхности ставится клеймо с указанием марки баббита.